ГлавнаяРегистрацияВход "Логика и философия интеллекта" Воскресенье, 08.09.2024, 09:23
  Конфликты Приветствую Вас Гость

 
 


ПЕРМАНЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ
КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Конфликт – отнюдь не досадное недоразумение, вызванное плохим воспитанием, несовпадение характеров, несовершенством общественного устройства либо иными привходящими принципиально устранимыми причинами. Конфликт – фундаментальное имманентное качество человека и общества.

1) Перманентный конфликт в человеке изначально определён его животным началом, которое обусловлено его физиологией, что, в свою очередь, обусловлено биохимией. А именно: белок, из которого состоят наши клетки, постоянно самопроизвольно разлагается. «Жить – значит, умирать» (Ф. Энгельс). Однако умирать – не означает умереть. Мы восполняем запасы строительного материала для восстановления белковых молекул тем, что дышим, пьём и едим.

2) Таким образом, чтобы продлить собственную жизнь, необходимо постоянно пресекать жизнь других организмов (растений и животных), используя их в качестве пищи. «Жизнь одних – смерть других, смерть одних – жизнь других» (Гераклит).

3) Восстанавливая распадающиеся белковые молекулы, мы не просто сохраняем себя, но ещё и развиваемся. В этом состоит следующий конфликт – сохранения и изменения. Это, в конце концов, приводит каждого к естественной смерти в результате старения. Следовательно, сохранить себя можно только посредством продолжения себя в другом. Этот мой другой – мой ребёнок, мой наследник. (Однако и это, как будет видно ниже, также ведёт к конфликту.)

4) Ведущий принцип экономической теории – конфликт ограниченности и выбора. А именно: ресурсы всегда ограничены, а потребности всегда безграничны. Поэтому для удовлетворения своих потребностей приходится выбирать из того, что есть, отдавая чему-то предпочтение и чем-то пренебрегая. Этот фактор формирует стоимость спроса.

Экономический конфликт необходимо перерастает в так называемый этический конфликт (весьма удачная терминология Ячина – см. С.Е. Ячин. Феноменология сознательной жизни. Владивосток, «Дальнаука», 1992). Смысл этического конфликта заключается в том, что ресурсы – всегда суть общественные ресурсы, а потребности (включая экономические и прочие общественные потребности – об этом см. ниже) изначально и постоянно определяются потребностями индивидуумов (несмотря на то, что индивидуальные потребности также суть общественные). Упрощённо говоря, каждый мог бы сказать: «Я хочу…», а общество как таковое ему возражает: «Нельзя!» (другими словами: «Бери понемногу, иначе остальным не хватит»).

Весьма характерно, что наиболее общие моральные принципы, имеющие универсальное значение, – по существу не что иное, как запреты, что откровенно выражено в их отрицательной форме: «Не убивай!», «Не укради!», «Не пожелай!..» и т.д.).

5) Кстати сказать, необходимость вступать в брак для продолжении себя в другом неизбежно сопровождается этическим конфликтом как вне (ревность и соперничество – выбор полового партнёра как ресурса для продолжения рода также всегда ограничен), так и внутри семьи (следствие экономического конфликта между общими ресурсами семьи и потребностями каждого из её членов).

Человек вообще, как физически самое слабое и незащищённое существо на Земле, постоянно нуждается в поддержке других людей, каждый из которых может оказаться соперником в борьбе за обладание ограниченными ресурсами для удовлетворения собственных растущих потребностей. В этом – неизбежный перманентный межличностный конфликт.

6) В отличие от животного, человек не довольствуется тем, что дано ему природой в готовом виде. Человек создаёт то, чего в природе не было. Этот фактор, с одной стороны, формирует стоимость предложения. С другой стороны, он формирует спрос на орудия и средства производства, то есть на то, что изначально не предназначено для удовлетворения наших животных потребностей.

Экономический конфликт спроса и предложения неизбежно ведёт к конкуренции практически во всех сферах общества.

7) Развитие общественного производства приводит к усложнению его организации, его социальной структуры, умножению общественных функций. В какой-то исторический момент функция управления отделяется от функции производства, то есть становится профессией. В обществе формируется качественно новая общественная потребность – политическая. Эта потребность приводит к осознанию необходимости господства управляющих над управляемыми (ибо невозможно управлять, не господствуя). Таким образом, в обществе формируется власть – общество становится государством.

Каждый человек, будучи в одном обществе с другими, тем не менее, находится одновременно во множестве микро-, мезо- и макросоциумов.

Так, каждый может одновременно быть членом своей семьи, студенческой группы, спортивной команды, рабочей бригады (отдела, кафедры, лаборатории и пр.), группы интереса (хобби) и т.д. Это микросоциумы.

В то же время каждый является жителем своего подъезда, дома, улицы, района, города, а также рабочим своего цеха, завода, служащим учреждения и т.д. Это мезосоциумы.

Каждый исповедует какое-либо мировоззрение (моральное, политическое, эстетическое, религиозное и т.д.), идентифицируя себя со своими сторонниками, т.е. относя, тем самым, себя сразу к нескольким макросоциумам.

«Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).

В общем микросоциуме, как правило, находятся люди, не разделяющие ценности микро-, мезо- и макросоциумов других членов этого общего микросоциума. Кроме политических, спортивных, религиозных, национальных и прочих культурных разногласий между членами одной «команды», в качестве типичного примера можно привести такой: мать (микросоциум – семья) терпеть не может приятеля своей дочери (микросоциум, к примеру, – студенческая группа).

В отличие от этического конфликта, который носит объективный характер, возникает моральный конфликт, который приводит к тяжелейшим душевным страданиям, заставляя человека делать выбор между ценностями разных, хотя и дорогих его сердцу, социумов. Проще говоря, это может привести к полному разрыву отношений, а то и к открытой вражде.

8) Труд формирует общественные потребности человека, которые становятся ведущими и которые также безграничны, ибо всё время возрастают (потребность в комфорте, эстетическом наслаждении, прочих благах цивилизации, экономические потребности общественного производства и т.д.). Чем выше общественный статус человека, тем надёжнее обеспечено его «животное» благополучие. Власть позволяет не просто пользоваться природными и общественными ресурсами ради удовлетворения своих животно-общественных потребностей, но распределять эти ресурсы.

С момента отделения власти от остальных общественных функций возникает конфликт легитимности: спрос на занятие выгодных должностей всегда превышает предложение вакансий. Придворные интриги, скандалы, заговоры, должностное «подсиживание» – неизбежные спутники власти.

Более того, борьба за лидерство (стремление к господству, т.е. к превращению политики в «профессию») в микро-, мезо- и макросоциумах существовала всегда. Типичный пример – скандалы по поводу того, кто в семье главный.

9) Однако власть внутри себя также содержит конфликт между господством над другими и необходимостью непосредственного управления общественными процессами – чем выше по социальной иерархии оказывается человек, тем выше его уровень ответственности за последствия управления. Отказ многих от непосильного груза ответственности, неизбежно сопровождаемый понижением социального положения (статуса), оказывается для них комфортнее. Предельный случай – полный отказ от ценностей цивилизации (бич).

10) Итак, еда (вместе с питьём и воздухом плюс прочие блага цивилизации), половое влечение (вместе с любовью, сексом и заботой о детях) и власть (точнее, стремление к постоянному повышению своего социального статуса и сопротивление его понижению) – три стороны одного и того же основного инстинкта – инстинкта самосохранения себя как вида.

По Фрейду – это «моё ОНО». Однако Фрейд рассматривал этот феномен исключительно в отношении полового влечения. Именно в этом и заключается ограниченность учения Фрейда.

Человеческое общество состоит из людей, каждый из которых движим своим основным инстинктом. Поэтому каждый готов предположить в другом соперника в борьбе за обладание ограниченными ресурсами, включая ресурс власти (Ницше полагал, что именно воля к власти является единственным движущим мотивом деятельности людей – в этом также заключается ограниченность учения Ницше). И, как следствие, всё общество в целом, общество как таковое, как нечто качественно единое и целое, в отличие от простой арифметической суммы индивидуумов, ограничивает каждого из своих членов. В обществе формируется мораль (а при возникновении политической потребности – и право). Её принципами, нормами и правилами руководствуются (либо вынуждены делать вид, что руководствуются) все и каждый. И каждый знает, что если он будет руководствоваться только «своим ОНО», то общество ему этого не позволит, а то и строго накажет.

В процессе социализации внутри каждой личности возникает некий противовес «моему ОНО» – это «сверх-Я» (по Фрейду). Причём такие психические новообразования формируются не только по поводу полового влечения, а по поводу всех вообще сфер общественной жизни. Иначе говоря, в процессе социализации у каждого формируется внутренний конфликт как отражение этического конфликта. И как следствие, каждый человек – потенциальный психопат.

11) Если «моё ОНО» изначально было в подсознании, а в процессе социализации (общественного воспитания, вхождения в систему социальных связей, социальной структуры, приобщения к культурным ценностям) осознаётся моим «Я», то моё «сверх-Я» изначально выступает как надсознание, т.е. как привнесённое моему «Я» извне, из общественного окружения. Затем, по мере углубления социализации, моё «сверх-Я» переходит в подсознание и даже не всегда осознаётся моим «Я», становясь не просто моральным принципом, нормой или правилом, а уже нравственным императивом – входит в привычку, вызывает чувство стыда и прочие переживания.

Более того, отдавая предпочтение моральным и духовным ценностям (движимый духовным мотивом как смыслом своей жизни), человек в особых случаях готов осознанно противодействовать основному инстинкту. Предельный случай – добровольный уход из жизни, причём не обязательно самоубийство, а чаще вследствие верности моральному и духовному (к примеру, служебному) долгу. Таким образом, человек всегда носит в себе возможность конфликта между материальными и моральными ценностями.

12) Межгосударственные конфликты могут возникать и как продолжение экономической конкуренции, и как продолжение идеологических разногласий, и по другим поводам (к примеру, династические войны).



Каталог сайтов Всего.RU
 
 
Форма входа

Наш опрос
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Всего ответов: 29

Поиск

Друзья сайта
Каталог ценных бизнес ресурсов ТОВАРЫ И УСЛУГИ - Каталог сайтов - Бесплатные доски объявлений - Реклама в интернете Каталог сайтов - Refer.Ru Каталог Ресурсов Интернет

 

Книжный интернет-магазин - заказать книги на тему астрология, психология, мифология, феншуй, и-цзин, таро и др. - проект издательства «Мир Урании». Тематический каталог сайтов - обмен ссылками.
Copyright MyCorp © 2024